<a href="http://www.mt5.com/ru/">Форекс портал</a>

Как там Панама или с чего стоит начинать деофшоризацию в Украине, — мнение юриста

Как там Панама или с чего стоит начинать деофшоризацию в Украине, - мнение юриста

В последнее время в мире произошло несколько знаковых событий. В первую очередь – на мировом уровне – публичная попытка Панамы защитить свой финансовый сектор и ее позиция относительно вопросов автоматического обмена налоговой информацией, с последующей утечкой информации планетарных масштабов.

В местном же, украинском масштабе президент, после обнародования своих офшорных секретов, объявил о начале деофшоризации и активизации украинских усилий в этом отношении на международной арене. Все это элементы одного и того же паззла, который в ближайшем будущем предстанет перед мировой общественностью во всей своей пугающей красе – обмен налоговой информацией. Александр Губин, юрист ЮФ AGA Partners, специально для Forbes разбирался в этом вопросе, чтобы предварительно определиться: кто, чем, как, с кем и когда будет обмениваться.

Что же такое АОНИ? Для краткости предлагаем в дальнейшем именно так именовать автоматический обмен налоговой информацией. Наиболее полной видится именно такая трактовка – cистематическая и периодическая передача информации о налогоплательщике страной-источником в страну резидентства в отношении различных категорий доходов (например, дивиденды, проценты и т.д.).

ОЭСР

В первую очередь следует в нескольких словах описать международную организацию, которая активно продвигает АОНИ во всем мире. Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) – международная экономическая организация развитых стран. Штаб-квартира расположена в Париже. Генеральный секретарь (с 2006-го) – Хосе Анхель Гурриа Тревиньо, мексиканец. Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран – членов организации, все решения в котором принимаются на основе консенсуса.

Далее – немного хронологии.

1. 19 апреля 2013 года министры финансов G20 одобрили автоматический обмен как ожидаемый новый стандарт.
2. 6 мая 2014 года декларация ОЭСР по автоматическому обмену информацией в налоговой области была одобрена всеми 34 странами-членами, наряду с несколькими странами, не являющимися членами.
3. 21 июля 2014 года ОЭСР выпустила полную версию стандарта автоматического обмена финансовой учетной информацией в налоговых вопросах (далее – стандарт).
4. 15 июля 2014 года стандарт был утвержден советом ОЭСР.

Стандарт

В стандарте широко описана информация, подлежащая обмену. Предполагается, что такой информацией станут не только детальные личные данные владельцев счетов, включая имя, резидентный адрес, индивидуальный налоговый номер, дату и место рождения, номер счета и название отчетного финансового учреждения (банки, некоторые кастодиальные, брокерские или страховые компании), но и баланс по счету на конец соответствующего календарного года (последний день). Также, если речь идет о депозитарном, кастодиальном или другом счете, обмену подлежит общая валовая сумма процентов, дивидендов и прочих доходов в течение календарного года.

Стандарт определяет два типа подотчетных лиц – физические и юридические лица. В отличие от ФАТКА (Закон о налогообложении иностранных счетов. – ред.), стандарт не имеет порогового баланса по счету для физических лиц ($50 000), однако для уже существующих юридических лиц он составляет $250 000. То есть, если на счету юридического лица менее $250 000, для целей стандарта такое лицо не является подотчетным, и информация о таком лице не подлежит обмену.

Предполагается, что обмен будет происходить следующим образом: финансовые учреждения, которые будут включать в себя не только банки, но и некоторые брокерские, кастодиальные и страховые компании, в течение отчетного периода собирают информацию о владельцах счетов других стран. Информация систематизируется, шифруется и передается с помощью специальных ІТ-платформ в налоговую администрацию, которая затем обменивается такой информацией со странами, резидентами которых являются такие владельцы счетов.

Важно понимать, что стандарт первично выделяет именно налоговое резидентство как определитель юрисдикции, куда пойдет информация, а не страну гражданства.

Следующие четыре основных требования, которые могут выполняться как одновременно, так и в любой последовательности, необходимы, по мнению ОЭСР, для успешного внедрения стандарта в отдельно взятой юрисдикции.

— Перенос отчетных правил и правил проведения проверок в местное законодательство.
— Выбор юридической базы для автоматического обмена информацией.
— Наличие необходимой ІТ-базы, а также административной инфраструктуры и ресурсов.
— Защита конфиденциальности данных и безопасности информации.

В первом пункте речь идет о внесении рекомендуемых поправок в национальное законодательство и принятии новых законов и подзаконных актов.

После долгих и упорных проработок различных вариантов внедрения стандарта АОНИ на международном уровне, как в многостороннем формате, так и на основании двусторонних отношений, ОЭСР определила три пути «настройки обмена» между юрисдикциями.

1. Конвенция о взаимной административной помощи в налоговой области 1988 года, Страсбург, Протокол с изменениями 2010 (далее Конвенция)

Предполагается, что этот международный многосторонний договор и будет служить «стартовой площадкой» для запуска АОНИ в конце 2017 года. Конвенция была разработана совместно Европейским Союзом и Организацией экономического содействия и развития (ОЭСР). Наша страна присоединилась к этому международному соглашению в 2004 году (вступило в силу с 2009 года, измененная версия (Протокол 2010) была подписана в 2010-м, и, соответственно, вступила в силу с 2013 года).

Конвенция является действительно глобальным инструментом. После недавних подписаний на данный момент в ней участвуют 94 страны, в том числе все страны G20.

29 октября 2014 года 51 страна, 39 из которых были представлены на уровне министров, подписала многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией на основании статьи 6 конвенции (далее – соглашение). Украины среди стран, подписавших это соглашение, не было. Сейчас соглашение насчитывает уже более 80 подписантов.

Данное соглашение представляет собой многостороннее рамочное соглашение на основании статьи 6 конвенции с последующим двусторонним обменом уведомлениями между подписавшимися странами, необходимым для его вступления в силу. Страны подают такие уведомления в секретариат Координационного органа по конвенции (ОЭСР), после чего обмен информацией вступает в силу между юрисдикциями. Важно, что обе юрисдикции должны указать друг друга в уведомлениях, для того чтобы обмен работал в обе стороны.

Предполагается, что обмен может быть не взаимным, то есть вполне допускается ситуация, когда та либо иная юрисдикция или только отдает информацию, или лишь получает ее. Правила процедуры все еще в разработке, в том числе порядок и последовательность таких уведомлений.

2. Международные договоры об избежании двойного налогообложения

Стандартно, обмен информацией на основании таких международных договоров может быть внедрен на основании статьи 26 (Обмен информацией). Однако стоит отметить, что не все договоры подходят для дальнейшего внедрения на их основании АОНИ – например, договоры Украины об избежании двойного налогообложения, заключенные с Сингапуром, Латвией, ОАЭ (крупными банковскими и финансовыми центрами) и Люксембургом. В то же время на основании договоров с Грузией, Македонией и Индонезией между ними и Украиной можно наладить автоматический обмен.

3. Соглашения об обмене налоговой информацией

ОЭСР рекомендует выбирать такой путь в исключительных случаях, когда невозможно использовать Конвенцию или договоры об избежании двойного налогообложения. Необходимо отметить, что у большинства стран таких договоров максимум 30. У Украины таких соглашений нет вообще.

Выводы

Во-первых, для реального присоединения к обмену необходимо проделать непростой путь и огромный объем работы в законодательном, инфраструктурном и техническом отношении.

Во-вторых, обмен может быть невзаимным. Возможна ситуация, когда та или иная страна будет только отдавать информацию или получать.

Информация, которая подлежит обмену, будет исчерпывающей. Страна налогового резидентства сможет получить как детальные личные данные владельца счета, так и основные финансовые показатели.

Итоги

А что же Панама? Получив приглашение присоединиться к многостороннему соглашению, Панама решила «побороться» за свою офшорную индустрию. На самом высоком уровне страна заявила, что АОНИ должен происходить исключительно на основании двусторонних соглашений, и должен быть взаимным.

Реально, потребовались бы десятки лет для того, чтобы каждая страна обзавелась сетью отдельных двусторонних налоговых соглашений с более чем 90 странами, которые на данный момент готовы начать внедрение АОНИ, что существенно бы затянуло процесс настройки глобального обмена информацией.

Однако, после недавней глобальной утечки документов из БВО офиса крупнейшего мирового регистратора компаний, которую успели окрестить «Панамской», эта юрисдикция смиренно встала в строй и в начале мая заявила о своем желании и готовности внедрять АОНИ на условиях ОЭСР.

Добавим, что после проведения экспертного коллегиального обзора ОЭСР (профессиональная оценка готовности юрисдикции к внедрению АОНИ и стандарта, которая проводится соответствующей специальной группой в рамках Глобального форума ОЭСР для каждой юрисдикции) по Украине, можно будет оценить тот объем работы, который необходимо выполнить нашей стране на ее пути к АОНИ.

Правила игры меняются. Сможет ли Украина идти в ногу с мировой общественностью в отношении АОНИ? Увидим в ближайшее время. А именно, первые выводы можно будет сделать, исходя из итогов рабочей группы, созданной по приказу президента в конце апреля. К 10 июня смешанная группа, состоящая из независимых экспертов и государственных служащих, должна предоставить пакет соответствующих законопроектов, которые будут как внедрять обмен информацией, так и бороться с «перемещением прибыли за границу».

Александр Губин – юрист ЮФ AGA Partners

Поделись:

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites Ещё