<a href="http://www.mt5.com/ru/">Форекс портал</a>

Дорого и сердито: в чем МАУ проигрывает европейским авиакомпаниям

Дорого и сердито: в чем МАУ проигрывает европейским авиакомпаниям

Украинцы, путешествующие самолетом, зачастую ограничены в выборе авиакомпании. Большую часть авиарейсов из страны выполняет авиакомпания “Международные авиалинии Украины”. Три ключевых аспекта, на которые при выборе авиарейса обращают внимание пассажиры – возраст авиафлота, сервис на борту и стоимость билета.

Журналисты решили разобраться, насколько стоимость билетов украинской авиакомпании соответствует качеству предоставляемых услуг, и сравнить ситуацию с европейским рынком авиаперевозок.

Срок годности

Несмотря на статус лидера украинского авиарынка, МАУ не может похвастаться новым флотом.

По данным известного авиационного ресурса airfleets.net (анализирует не менее 90% парка авиаперевозчиков), средний возраст самолетов украинской авиакомпании (данные по 31 борту) составляет 13,2 года. Всего у МАУ 35 самолетов.

У лидеров европейской авиации флот несколько моложе. Так средний возраст бортов авиакомпании Lufthansa – 11,3 года, British Airways – 12,7 лет, Air France – 11,8 лет, KLM – 11,3 года.

Примечательно, что у российского “Аэрофлота” самолеты значительно более новые – в среднем не старше 4,7 лет, у Air Astana – 6,7 лет, а Turkmenistan Airlines и Uzbekistan Airways возят пассажиров на суднах, возраст которых в среднем почти не превышает 10 лет. Уступают украинскому перевозчику лишь “Белавиа” и Air Moldova, чьи самолеты летают в среднем 15 лет.

При этом, флот у МАУ – неоднородный. Авиакомпания использует как борты страше 20 лет, так и новые Embraer и Boeing.

Корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая объяснила, что существуют объективные причины, не дающие авиаперевозчику ускорить процесс обновления флота. “Большинство ведущих авиакомпаний имеют возможность покупать самолеты, используя финансирование со стороны коммерческих банков, займы под государственные гарантии, с использование EXIM гарантий стран производителей. Мы сегодня не видим существенного интереса со стороны банков и финансовых институтов вкладывать средства в покупку самолетов для украинских авиакомпаний”, – сообщила она.

По информации МАУ, в этом году авиакомпания планирует получить 9 самолетов, возраст которых варьируется в диапазоне 16 лет, начиная с 2000 года, а в 2017 году – он составит 5-9 лет.

При этом МАУ намерена избавляться от старых Boeing классической серии и уже начала работу над обновлением дальнемагистрального флота.

Дорого и сердито: в чем МАУ проигрывает европейским авиакомпаниям

Инфографика: Средний возраст авиафлота международных авиакомпаний

Старость требует вложений

Вместе с тем, аналитики считают, что украинским авиакомпаниям приходится несладко без господдержки. Так, по мнению директора консалтинговой компании Style Avia Евгения Хайнацкого, все крупные европейские перевозчики, кроме лоукостеров, имеют в своих парках классические Boeing или Airbus, которые выпускались до 1999 года.

“И все они пытаются обновлять флот – кто-то раньше, а кто-то позже. МАУ не отстает, и многих даже опережает. Многие авиакомпании в других странах пользуются госпрограммами по поддержке национальных перевозчиков, а у нас аксиома “проблема утопающих – дело рук самих утопающих”“. Аналитик также отметил, что, лишившись сразу трех крупнейших направлений – в Крым, Донбасс и Россию, авиакомпаниям в Украине фактически “неоткуда было взять деньги на обновление флота”.

Впрочем, возраст самолета – это еще не показатель его безопасности. Она определяется таким понятием как “летная годность”, который учитывает соответствие борта необходимым техническим требованиям. “Её поддержание с увеличением возраста самолета для авиакомпании обходится всё дороже. Это связано с необходимостью проведения более дорогого технического обслуживания”, – объяснил эксперт по транспорту Офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк.

Еще одна проблема старого флота в том, что он проигрывает новым моделям в топливной эффективности. “До снижения цены на нефть топливная эффективность была одним из важнейших критериев при покупке и лизинге самолетов”, – отметил Хижняк, уточнив, что на топливо приходится около 30% операционных затрат авиакомпании.

“То есть, каждая авиакомпания стоит перед выбором: брать в лизинг дешевый старый самолет, который более дорогой в обслуживании и потребляет больше топлива, или дорогой новый – более эффективный и не требующий существенных затрат на ремонт”, – пояснил эксперт BRDO.

Впрочем, многие европейские авиакомпании делают ставку на новые самолеты. Как правило, они единовременно размещают заказ на большую партию, получая при этом существенные скидки от каталожной (первоначальной) цены. Затем эксплуатируют самолет несколько лет и продают на вторичном рынке.

МАУ – не исключение. Например, по словам Сергея Хижняка, компания в начале года взяла в лизиг Boeing 737-800. Ранее этот борт эксплуатировался европейским лоукостером Norwegian Air Shuttle , которому он в 2010 году был поставлен с завода.

Цена полета

Одной из основных причин недовольства авиакомпанией МАУ пассажиры называют дорогие авиабилеты. Судя по многочисленным отзывам украинцев в соцсетях, клиенты авиакомпании считают, что цены на билеты МАУ завышены.

Но в самой авикомпании заверили, что перевозчик старается выдерживать разницу с конкурентами в рамках 35-50 долларов.

Евгения Сацкая уверяет, что минимальные цены на прямые перелеты у МАУ даже ниже, чем у европейских авиакомпаний. Например, по ее словам, на маршруте Киев-Мюнхен у МАУ стоимость билета стартует с 241 доллара, а у Lufthansa – с 292 доллара (перелет в обе стороны, с учетом налогов и сборов). British Airways можно полететь из украинской столицы в Лондон минимум за 235 долларов, тогда как цена МАУ начинается со 190 долларов. В Дубай МАУ предлагает билет от 335 долларов, а Flydubai за 370 долларов. Такая же тенденция, по данным МАУ, сохраняется и при перелете из Киева в Вену и Стамбул.

Гордятся в МАУ и ценами на направлениях, где конкурирующие компании предлагают прямой перелет, а МАУ – с пересадкой через свой хаб в Киеве.

Дорого и сердито: в чем МАУ проигрывает европейским авиакомпаниям

Инфографика: как МАУ оценивает стоимость своих рейсов в сравнении с другими игроками авиарынка

Впрочем, РБК-Украина нашла некоторые несоответствия данным по цене билетов, которые изданию предоставила украинская авиакомпания. Так, к примеру, из Киева в Мюнхен можно улететь на борту Lufthansa не за 292 доллара, как уверяют в МАУ, а за 274 доллара. Перелет из Киева самолетом Flydubai в столицу ОАЭ можно осуществить на 70 долларов дешевле, а, чтобы попасть в Стамбул из Львова и обратно на борту авиакомпании Atlasjet Airlines придется отдать всего 133 доллара.

Еще более незавидная позиция у МАУ при сравнении стоимости билетов авиакомпании с ценами, которые предлагают основные европейские перевозчики на одинаковых по протяженности маршрутах.

Например, с 1 по 8 июля в обе стороны рейс Киев-Париж авиакомпании МАУ обойдется пассажиру от 360 долларов. При этом, если покупать билет на тот же рейс у Air France, которая является на этом маршруте, то он будет стоить на 1 доллар дороже.

Расстояние по прямой от Киева до Парижа примерно 2 тыс. километров. Это соответствует, к примеру, такому маршруту как Стамбул-Франкфурт-на-Майне. Но билет Turkish Airlines обойдется дешевле парижского рейса МАУ – цены на него стартуют от 328 долларов.

Рекордсменом по дешевизне оказался рейс у испанской Iberia – она просит за билет на маршруте Мадрид-Берлин, который по прямой занимает около 1,9 тыс. км, только 204 доллара.

Этот пример показывает, что авиакомпании могут летать еще дешевле. Выше указывались цены на классические европейские авиакомпании. Но у лоукостеров стоимость билетов может быть в разы ниже.

К примеру, в Берлин из Мадрида 1-8 июля можно было улететь Ryanair и Iberia Express. Цены на билеты стартуют от 124 и 193 долларов в обе стороны.

Это направление – не единственное, где из-за жесткой конкуренции авиакомпаниям приходится заинтересовывать пассажиров низкими ценами. Например, в Софию из Лондона (по протяженности практически тождественно маршруту Киев-Париж) можно купить билет за 113 долларов. При этом из Лондона пассажир полетит самолетом Ryanair, а обратно – Wizz Air.

Вместе с тем Евгения Сацкая уверена, что протяженность рейса в одном диапазоне, например, среднемагистральном, не имеет решающего влияния на цену. По ее словам, основную роль играет спрос на конкретном маршруте в определенную дату, а также заполняемость рейса и другие факторы. “Брать первый походящий маршрут и сравнивать его со вторым подходящим маршрутом – это средняя температура по больнице. Разница в ценах даже на одном отдельно взятом рейсе может быть в разы”, – говорит она.

Дорого и сердито: в чем МАУ проигрывает европейским авиакомпаниям

Инфографика: стоимость билетов ведущих авиакомпании на маршруты протяженностью 2000 км

Слабое место

Основная критика в адрес МАУ со стороны пассажиров звучит из-за недостатков в сервисе. Спектр услуг, которые предлагает авиакомпания на среднемагистральных маршрутах бесплатно, достаточно небольшой.

В частности, купив билет, пассажир получает право провезти ручную кладь до 7 кг, возможность за 12 часов до вылета выбрать в самолете место при регистрации онлайн, а также “информационное сопровождение на борту”.

Только в определенных классах бронирования клиенты МАУ могут рассчитывать на право провоза одного багажа весом до 23 кг.

Бесплатного питания на борту пассажирам украинской авиакомпании, следующим среднемагистральным маршрутом, ожидать также не стоит – даром они смогут получить только воду.

Исключение составляют рейсы в Казахстан, Иран и Иорданию (равно как и обратные направления).

Такой уровень сервиса резко контрастирует с услугами, которые предоставляют своим пассажирам классические европейские авиаперевозчики.

Так, пассажиры эконом-класса Lufthansa помимо бесплатного провоза 8 кг ручной клади смогут полакомиться на борту разнообразными закусками, а также безалкогольными и горячительными напитками. Пассажиры смогут выбрать горячие или холодные блюда, в состав которых не входит свинина, вино и соки.

Во время полета Lufthansa предоставляет своим клиентам возможность смотреть фильмы, телесериалы (8 языковых версий) или слушать музыку. Интернет доступен посредством

Wi-Fi и мобильную телефонию через GSM. Для последнего необходимо наличие роумингового соглашения оператора мобильной связи пассажира с компанией AeroMobile. За услуги интернета можно рассчитаться как в евро, так и накопленными пассажиром милями (бонусная программа авиакомпании). За один час пользования Интернетом пассажир заплатит 9 евро, за 4 часа – 14 евро, а за сутки полета – 17 евро.

Мультимедиа, газеты и журналы, бесплатное питание и напитки, а также несколько видов ручной клади (дамская сумочка, сумка для ноутбука) бесплатно предоставят пассажирам эконом-класса British Airways.

Немного строже со своими клиентами обходится KLM. Так, рассчитывать на бесплатные холодные закуски, свежий сэндвич и напитки, пассажиры авиакомпании могут в зависимости от времени суток и продолжительности рейса. При этом посмотреть меню, которое будет предложено во время полета, можно за 48 часов до рейса на сайте авиакомпании.

Помимо бесплатного багажа в 20 кг и ручной поклажи в 8 кг, меню Turkish Airlines предусматривает до 20 видов питания. В зависимости от типа самолета пассажиры смогут воспользоваться девайсом на стенке кресла впереди сидящего пассажира, чтобы посмотреть фильмы, телепередачи или послушать музыку. За 1,60 доллара пассажиры смогут отправить e-mail или sms.

Проигрывает в сервисе МАУ и российскому “Аэрофлоту”. В эконом-классе на среднемагистральном рейсе авиакомпания разрешает провозить 23 кг багажа, 10 кг ручной поклажи. В зависимости от рейса, предлагается 15 видов питания, а для детей в возрасте от 3 до 11 лет – развлекательные детские наборы. За дополнительную плату можно купить услуги интернет.

Удар по рейтингу

Такая разница в сервисе не могла не отразиться на рейтинге МАУ.

Согласно данным британской консалтинговой компании Skytrax (формирует рейтинг международных авиакомпаний) украинскому перевозчику присвоено лишь 2 звезды из максимальных 5.

Такой же уровень, наряду с МАУ демонстрируют 22 авиакомпании, среди которых Sudan Airways, Tajik Air, Syrianair, Bahamasair, Turkmenistan Airlines, Nepal Airlines, Cubana Airlines и другие.

Дорого и сердито: в чем МАУ проигрывает европейским авиакомпаниям

Инфографика: рейтиг ведущих авиакомпаний по данным Skytrax

Вместе с тем, в МАУ считают, что любые публикуемые рейтинги имеют разумный процент погрешности. По словам Евгении Сацкой, главным рейтингом для авиакомпании является количество пассажиров, которые “проголосовали за МАУ своими деньгами” и выбрали ее в качестве перевозчика. “С февраля 2006 года, когда на ресурсе Skytrax был опубликован первый отзыв о МАУ и по сегодняшний день, когда таких отзывов – 137, авиакомпанию МАУ выбрали для своих перелетов порядка 24,5 млн пассажиров”, – говорит она.

Однако эксперты считают, что МАУ все-таки обделяет своих пассажиров сервисом, поэтому перевозчику есть, куда расти.

По мнению тревел-блогера и фотографа Александра Чебана, существенным недостатком МАУ является отсутствие даже минимального бесплатного бортового питания – небольшого предложения снеков и безалкогольных напитков. “Такой комплимент мог бы существенно улучшить отношение украинских пассажиров к авиакомпании. Хотя, к примеру, у Brussels Airlines абсолютно все питание платное на борту, даже вода. Но у европейских пассажиров уже поменялось мышление в этом вопросе в отличие от наших соотечественников”, – отмечает он.

Александр Чебан приводит в пример оригинальное предложение от финской авиакомпании Finnair, которая предлагает на борту национальный напиток черничный сок и маленький снек с национальной символикой. “Все остальное за дополнительную плату. Такой подход очень нравится”, – говорит он.

“Чтобы я поменял – дал бы большее количество выбора сервиса на борту и по умеренным ценам”, – говорит Евгений Хайнацкий.

По его мнению, сэндвич на борту МАУ должен стоить, с учетом его реальной стоимости и дополнительных услуг максимум 50 гривен, а не 3-5 евро, как сейчас.

“Ахиллесовой пятой” авиакомпании МАУ называет сервис и Сергей Хижняк. “Сегодня у авиакомпании нет стимулов для существенных инвестиций в продукт. С одной стороны, ее доля среди украинских авиакомпаний занимает 77%, а с другой – у нас неэластичный спрос. То есть, снижение цен и повышение качества продукта не привлекут дополнительных пассажиров, что делает инвестиции в продукт бессмысленными, – говорит аналитик. – Однако без улучшения продукта не обойтись в будущем, если платежеспособный спрос начнет расти”.

Поделись:

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites Ещё